Секции Третьего Российского эстетического конгресса
Секция «Ценностное самоопределение личности в эстетическом и художественном мире: от постмодернизма к новым горизонтам»
Руководители:
Е.С. Протанская – д.ф.н., проф. кафедры психологии и педагогики, Санкт-Петербургский государственный институт культуры,
Е.Н. Устюгова – д.ф.н., проф. кафедры культурологии. философии и культуры и эстетики СПбГУ
|
Аннотация: На протяжении XX века эстетика пережила трансформацию всей категориальной и проблемной структуры. В ходе постмодернистского обновления из эстетики ушли понятия субъекта, эстетического отношения, эстетического объекта, ценности, оценки, вкуса, творчества, автора, произведения, символа, смысла, выразительности, диалога. Современная эстетика последних десятилетий активно движется в направлении от теоретического осмысления существа эстетического и художественного освоения человеком мира к эмпирическому функциональному анализу эстетической активности в контексте коммуникативных конвенций и социокультурных взаимодействий. Это состояние можно трактовать как финальную стадию постмодернистской деконструкции эстетики как философской науки.
Между тем, состояние современного мира перед лицом глобальных социальных и политических вызовов требует от человека готовности к принятию личностной экзистенциальной и действенной ответственности, а не ситуационной реактивности. Вновь актуальными становятся проблемы самоопределения и самосознания личности, что с неизбежностью ставит вопросы о смыслах существования, о поиске путей межличностного диалога, творческого выбора.
В рамках постмодернистской парадигмы десубъективации, смысловой неопределенности и ценностной релятивности эстетическая активность личности определяется ее индивидуальным чувственным опытом и влиянием спонтанных внешних взаимодействий. Поэтому резонно вновь поставить вопрос о выявлении потенциалов творческого преодоления эстетической всеядности и конформизма, о ценностных ориентирах эстетического и художественного самосознания личности в современной культуре.
Практическая актуальность проблемы обусловлена, в том числе, и вопросами осмысления принципов эстетического и художественного образования, формирования культурной политики, стимулирующей диалог творческих новаций с эстетическими запросами поколений, классической и актуальной эстетики, создающей условия для творческой самореализации молодых авторов и расширения практики критических обсуждений современного искусства.
В контексте этих проблем участникам секции предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
- эстетическая ценность и оценка в контексте эстетики неопределенности;
- эстетическая позиция и коммуникативный плюрализм;
- эстетическая оценка: эстетика диалога или эстетика взаимодействия?
- чувственные и смысловые векторы формирования эстетической оценки;
- эстетическое воспитание или творческое саморазвитие личности?
- возможна ли проблема эстетического вкуса в современной культуре?
- трансформация проблемы вкуса от Канта к современности;
- эстетический вкус и новизна;
- эстетические вкусы в культуре повседневности;
- массовая культура и индивидуальный вкус;
- эстетический и художественный вкусы;
- художественный вкус и творчество автора;
- вкусовой консенсус художника и публики;
- влияние арт-мира на вкусы публики;
- художественная ценность и музейная политика;
- ценностные горизонты личности в восприятии классического и современного искусства;
- роль эстетического и художественного образования в развитии ценностного самосознания личности;
- социальные институты – культурная политика – эстетические ориентации личности.