Анонсы секций
Секции по ключевым темам в истории и теории эстетики:
- История эстетики – история эстетизации
(руководитель: С.Б.Никонова, Л.Ю.Яковлева)
Примерная тематика:
- Эволюция и трансформации классической эстетической теории;
- Становление homo aestheticus:
специфика эстетической позиции новоевропейского человека;
- Эстетизация и искусство: от классики к современным экспериментам;
- Эстетическое измерение философских концепций XX – начала XXI вв.;
- Пути и тропы эстетизации. Эстетизация за пределами эстетики.
- Эстетика пост(smart)модерна
(руководители: Б.Г.Соколов, Н.О.Ноговицын)
Секция посвящена анализу статуса эстетики и современных артпрактик в ситуации Интернета.
Примерные поля для обсуждения:
- После переломов и трансформаций: гипер-модерн, пост-пост-модерн пост(smart)модерн;
- Эстетика без искусства и искусство без эстетики;
- Пост-, транс- и смарт-эстетика и медиальная зона Интернета;
- Дизайн и образ эстетиза Интернета;
- Оцифровка и мимезис реальности;
- Чувственность в эпоху пост-пост и смарт-модерна;
- Философия искусства на полях Интернета;
- Искусство в эпоху цифры;
- Новая визуальность и новые модели артпрактик;
- Концепт и чувственность в эпоху цифровых медиа.
- Новые теории, методы и проекты эстетики
(руководители: Б.В.Орлов, И.М.Лисовец)
- Новое позиционирование эстетики: между историей, географией и медиа.
- Современная эстетика и проблема искусства жизни.
- Проективная эстетика как инновация.
- Актуальность современной аналитической эстетики.
- Феномен пост-грамотности: эстетическое измерение.
- Новации теорий современного искусства.
- Урбанистические арт- практики в эстетике проективизма.
- Арт-проекты в современной философии кино и в связи с ним.
- Пост-теории и кино как оно есть.
- Новая музыка как новая философия искусства.
- Техновозвышенное.
- Эстетика компьютерных игр.
- Эстетика онлайн: проект портала современной российской эстетики как медийного кластера.
- Эстетическое образование и эстетизация образовательной среды
(руководители: Р.А.Куренкова, Ж.В.Латышева)
Предполагаемые темы для обсуждения:
- эстетическое воспитание и художественное образование: проблемы, противоречия или гармония?
- эстетическое образование в учебных заведениях России: история и современность;
- эстетическое образование и преподавание курсов эстетики в общих, средних и высших учебных заведениях в России и за рубежом: сравнительный анализ.
Секции по философской аналитике искусства:
- Историческое развитие и историческая память искусства
(руководители: Е.Н.Устюгова, Л.Е.Артамошкина)
- место философии истории искусства в структуре современной эстетики;
- современное искусство в контексте метаистории;
- соотношение традиции и новации, классики и нон-классики;
- структурные формы исторической эволюции искусства (ритмы, циклы, стили);
- проблема граничности в историческом бытии искусства;
- искусство в условиях исторического перелома культурных парадигм;
- историческая трансформация доминант культурных контекстов искусства (искусство и миф, искусство и религия, искусство и познание, искусство и мораль, искусство и политика, искусство и техника)
- место искусства в современном культурном и социальном контекстах;
- соотношение внутренних и внешних детерминаций искусства и источников его саморазвития;
- векторы исторической трансформации художественного языка;
- повторение и различие в исторической эволюции искусства;
- механизмы сохранения и трансляции исторической памяти в искусстве;
- формы памяти искусства на материале его различных видов: архитектуры, литературы, изобразительного искусства, музыки и др.;
- авто/биографические формы искусства в их историческом развитии;
- Современное искусство: позиции и практики (руководители: А.Н.Фоменко, А.А.Бобриков)
Участникам секции предлагается обсудить ситуацию в современном искусстве.
Ориентировочный перечень тем:
- Постмедиальное состояние в искусстве: истоки и итоги;
- Локальное и глобальное (художественные сцены Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и т. д.);
- Назад в будущее: ретроутопизм;
- Институциональная критика: перспективы развития;
- Формализм и антиформализм;
- Современное искусство и массовая культура: проблемы взаимодействия.
- Философия творчества: художник и эволюция языка искусства
(руководители: О.А.Кривцун, С.С.Ступин)
Предлагаемые темы для обсуждения:
- Сложная художественная лексика как выражение антиномичности сознания современного человека;
- Зов предмета и глаз художника. Доминанты процесса формообразования;
- Факторы превращения неклассических художественных форм в классические. Опыт рецепции и действие архетипов;
- Экзистенциальный опыт человека: ответы искусства.
- Психоаналитическая арт-критика: истоки, проблемы, перспективы
(руководитель: Н.М.Савченкова)
С момента своего возникновения психоанализ был предельно внимателен к искусству. Эстетическое событие служило не только предметом интерпретации, но, прежде всего, определяло горизонт понимания психической жизни, условий и практик субъективации. Фрейд, Абрахам, Ранк, Ференци, а затем Кляйн, Винникотт, Дольто, Лакан, Мельтцер, Бион, Ферро, Огден, - все они, не только создавали ту или иную психоаналитическую теорию, но расширяли границы чувственности, конституировали новый опыт, изменяли привычные соотношения эстетического и психического.
- Эстетика и литература
(руководитель: А.А.Грякалов)
Темы для обсуждения:
- эстетическая рефлексия: стяженность творческого опыта и мысли;
- письмо: литература ― эстетика ― философия;
- антропо-логика литературы и эстетическая рефлексия;
- эстезис и логос в пространстве литературы, топологика смысла;
- русская литература: утверждающий эстетический жест;
- писатель-как-свидетель: формирование субъективности и субъекта;
- эстетика литературы: свидетельства утверждения;
- от литературного авангарда к эстетике события;
- эстетика письма и эстетический поворот: от текста к произведению;
- эстетика литературы: образы ― экзистенциалы ― концепты;
- феномен автора: «гость своего текста» ― «скриптор» ― «свидетель»;
- «Литературная клиника» («Радио России. Санкт-Петербург») в поисках утверждений.
- Эстетика кино: между теорией, практикой и критикой
(руководители: А.Е.Радеев, Н.В.Казурова)
Предлагаемые темы для обсуждения:
- кинематографический опыт: границы и проблемы;
- что актуально, а что неактуально в эстетике кино?
- многообразие чувственности в кино: справляется ли с ним теория?
- власть документального – потеря художественного?
- кино в эпоху дигитального образа;
- формула жанра: интерпретация, переосмысление, деконструкция;
- эстетика национального – транснационального – глобального кинематографа;
- фильмический аттракцион иллюзий и зритель;
- кинематограф и арт-пространства: проблема взаимовлияния
- кино и видео-арт: кто кого?
- Кинотеатр – ТВ – VHS/DVD – YouTube: проблема носителя, проблема восприятия, проблема аффекта.
Секции по формам взаимоотношения эстетики и смежных областей:
- Эстетика и власть
(руководитель: А.В.Смирнов)
- Культурологическая эстетика
(руководитель: Л.А.Закс)
- Эстетика и смех
(руководитель: С.А.Троицкий, А.Г. Козинцев (Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), Факультет свободных искусств и наук СПбГУ)
Примерные проблемы:
- Эстетика и смех без закидонов;
- Комическое как основополагающая категория эстетики;
- Пародия;
- Методологический потенциал пародии;
- Пародия и деконструкция;
- Ирония;
- Смех как Поступок;
- Критика способности смеха;
- Комедия и катарсическое;
- Комическое и экстатическое
- Медиафилософия и эстетика
(руководитель: В.В.Савчук, К.А.Очеретяный)
Темы для обсуждения:
- Перверсии гомогенной эстетики в формате новых медиа;
- Медиа — условие формирования новых эстетических ценностей;
- Интересы новых медиа в сфере эстетического;
- Эстетика vs эстетизации медиасреды;
- Дигитальная реанимация прекрасного;
- Новая искренность, новаю чувствительность, новая эстетика;
- Медиафилософия и медиаэстетика;
- Как возможно медиаискусство?;
- Медиавосприятие — недовосприятие?;
- Культура медиакоммуникации;
- Топология медиаэстетики;
- Медиальный поворот — поворот человека к среде;
- Цифровая форма чувства, представления и умозрения;
- Ресурс медиаэстетики в аналитике актуального;
- Проблема сакрального в медиареальности;
- Медиаэстетика в формировании актуальной картины мира;
- Интерфейсы: элементарные формы сетевой чувственности;
- Восприятие в форме медиа;
- Эстетическая медиабулемия;
- Эстетика порнографии;
- Разрешение медиа и чувство непосредственности;
- От вуайеризма и дуайеризму;
- Границы медиа — границы восприятия.
- Дизайн и эстетика
(руководитель: Г.Н.Лола)
- Открытая секция
(руководитель: А.Е.Радеев)