Секции Второго Российского эстетического конгресса
Секция «Массовая культура в российской версии: уникальность и универсальность»
Руководитель: Т.С.Злотникова (Ярославский государственный педагогический университет, Ярославль)
Аннотация: Современный человек, как, впрочем, и житель древних Афин или ренессансного Лондона, пушкинского Петербурга или грибоедовской Москвы, существует в среде массовой культуры. Хочет того или нет. Сознает это или нет. Поэтому изучать массовую культуру, тем более локализованную в своем отечестве, – значит изучать человека в культуре, в культурном континууме, в культурной макро- и микросреде.
Массовая культура как многосложное явление действительности и как научная проблема почти никого не оставляет равнодушным. В России, где на протяжении почти всего ХХ в. она была объектом жестокой и одномерной по своим аргументам критики, эта проблема имеет существенное значение для многих групп и отдельных людей.
В обсуждении уникальности и универсальности массовой культуры в ее российской версии заинтересованы многие. Это и современный социум в глобализирующемся мире, где насущной тенденцией является осознание личностью лидерской позиции, умение критически мыслить, независимо от внешних импульсов формировать жизненные стратегии, учитывающие опыт множества других людей (путь к преодолению своего рода социокультурной интроверсии как парадигмы личности). Но это и жители конкретной страны, например, России в целом и российской провинции в частности, по инерции ощущающие себя на периферии мировых культурных процессов и потому стремящиеся приобщиться к этим процессам скорейшим, простейшим, «масскультовским» способом (мы видим в этом своего рода социокультурную экстраверсию как парадигму групповой деятельности).
Актуальна и при этом фундаментально значима попытка представить массовую культуру как явление многогранное, имеющее весьма давние культурные истоки, включающее в себя тот опыт (индивидуального художественного или научного творчества, создания произведений мировой классики и их рецепции в последующие эпохи, социокультурной деятельности), который не позволяет отмахнуться от массовой культуры, сославшись на ее эфемерность, простоту, доступность.