Секции Второго Российского эстетического конгресса
Секция «Эстетика интермедиальности»
Руководитель: И.В.Кондаков (Российский государственный гуманитарный университет, Москва)
Аннотация: Эстетика интермедиальности представляет собой относительно новую область эстетических исследований. Понятие интермедиальности ввел в научный оборот в 1985 г. О. Ханзен-Лёве, и с тех пор это понятие вошло в обиход культурологии, филологии, семиотики, искусствознания. Настало время осмыслить этот феномен с философской точки зрения: включить данное понятие в круг эстетических категорий, осмыслить его в контексте философии культуры и искусства, вписать его в проблемное поле философской антропологии. Уже по перечислению «заинтересованных» в освоении этого понятия научных дисциплин ясно, что оно принадлежит к числу междисциплинарных и трансмедийных.
Однако этот феномен (и соответствующее ему понятие) также принадлежит и к межвидовым. Если понимать различные виды искусства как разные медиумы, опосредующие художника и воссоздаваемую им реальность, художественное творчество и художественное восприятие, то интермедиальность характеризует всевозможные разновидности взаимодействия и взаимовлияния разных видов искусства друг с другом: вербальных, визуальных, аудиальных, перформативных и т.п., а также различные формы философско-эстетической и культурфилософской рефлексии этих взаимных опосредований.
В разные культурно-исторические эпохи подобное взаимодействие носило разный характер и влекло к трансформациям искусства в разных аспектах и контекстах. Феномен интермедиальности поэтому тесно связан с синтезом искусств и синестезией, их культурно-историческими модификациями, интерпретациями и репрезентациями в различных ценностно-смысловых контекстах, возможностями их взаимной адаптации и перевода с одного языка культуры на другой, третий и т.д.
Межвидовые формы интермедиальности демонстрируют полиморфизм – многомерность и многозначность – взаимодействий и взаимовлияний гетерогенных искусств, включая их маргинальные, переходные, смешанные и полистилистические версии. Интертекстуальность, гипертекстуальность, мозаичность и смысловая неопределенность составляют характерные особенности подобных межвидовых явлений искусства.
Особый характер приобретает интермедиальность в отношении экранных искусств, массмедиа, интернета. В связи с этим возникает интерес к феноменам, имеющим косвенное отношение к различным формам медиальности, – субмедиальности (Б. Гройс) и постмедиальности (Р. Краусс), а также трансмедиальности и массмедийности. Эстетический аспект суб-, пост-, трансмедиальных и массмедийных проблем искусства также относится к сфере эстетики интермедиальности и виртуальности.
Руководитель: И.В.Кондаков (Российский государственный гуманитарный университет, Москва)
Аннотация: Эстетика интермедиальности представляет собой относительно новую область эстетических исследований. Понятие интермедиальности ввел в научный оборот в 1985 г. О. Ханзен-Лёве, и с тех пор это понятие вошло в обиход культурологии, филологии, семиотики, искусствознания. Настало время осмыслить этот феномен с философской точки зрения: включить данное понятие в круг эстетических категорий, осмыслить его в контексте философии культуры и искусства, вписать его в проблемное поле философской антропологии. Уже по перечислению «заинтересованных» в освоении этого понятия научных дисциплин ясно, что оно принадлежит к числу междисциплинарных и трансмедийных.
Однако этот феномен (и соответствующее ему понятие) также принадлежит и к межвидовым. Если понимать различные виды искусства как разные медиумы, опосредующие художника и воссоздаваемую им реальность, художественное творчество и художественное восприятие, то интермедиальность характеризует всевозможные разновидности взаимодействия и взаимовлияния разных видов искусства друг с другом: вербальных, визуальных, аудиальных, перформативных и т.п., а также различные формы философско-эстетической и культурфилософской рефлексии этих взаимных опосредований.
В разные культурно-исторические эпохи подобное взаимодействие носило разный характер и влекло к трансформациям искусства в разных аспектах и контекстах. Феномен интермедиальности поэтому тесно связан с синтезом искусств и синестезией, их культурно-историческими модификациями, интерпретациями и репрезентациями в различных ценностно-смысловых контекстах, возможностями их взаимной адаптации и перевода с одного языка культуры на другой, третий и т.д.
Межвидовые формы интермедиальности демонстрируют полиморфизм – многомерность и многозначность – взаимодействий и взаимовлияний гетерогенных искусств, включая их маргинальные, переходные, смешанные и полистилистические версии. Интертекстуальность, гипертекстуальность, мозаичность и смысловая неопределенность составляют характерные особенности подобных межвидовых явлений искусства.
Особый характер приобретает интермедиальность в отношении экранных искусств, массмедиа, интернета. В связи с этим возникает интерес к феноменам, имеющим косвенное отношение к различным формам медиальности, – субмедиальности (Б. Гройс) и постмедиальности (Р. Краусс), а также трансмедиальности и массмедийности. Эстетический аспект суб-, пост-, трансмедиальных и массмедийных проблем искусства также относится к сфере эстетики интермедиальности и виртуальности.